Группа поддержки встревоженных эросом
Кураторские тезисы:
- Идея выставки выросла из синхронных влюбленных тревожных состояний кураторок галереи.
- Влюблённость - это тревожность. И ответная, и безответная - она одинаково расшатывает, создаёт беспокойный фон.
- Влюблённость - это уязвимость. Потеря контроля.
- Нельзя понять, когда тревожность завершится. Это временное состояние или это уже часть личности?
- Каждая влюблённость будет вызывать тревогу?
- Неприятно, стыдно, страшно. Не хочется этого чувствовать.
- Тревога ощущается как в отсутствии, так и в присутствии объекта.
- Можно закрыть глаза и не смотреть.
- Становится легче, если долго идти, долго идти и разговаривать, писать об этом тексты, песни, рисовать, фотографировать это.
- Мы ищем поддержки таких же встревоженных. Мы хотим поддержать таких же встревоженных.
29 октября - 23 ноября
Графическо-педагогические исследования
Катя Шипкова , Матвей Венцлова, Дима Серов
Вьетнам, август 2017 - май 2018
Катя и её сын Матвей в августе 2017 уехали из Петербурга во Вьетнам, где она преподавала в начальной школе у русскоязычных детей, а Матвей был одним из учеников этой школы.
В течение года Катя изучила много ФГОСовских программ, преподавала сыну, вела арт-терапию в небольших группах по 2-3 ребенка. Интуитивно пришла к процессуальному методу, проходила еженедельную супервизию у психотерапевта. Путешествие дало заряд вдохновения в работе с детьми.
На выставке представлены рисунки, фотографии и тексты Кати, рисунки Матвея и Димы Серова, одного из учеников.
“Когда не рисую, то приятно подержать деревянные карандаши в руке как напоминание о том, что я художник. В детстве было мало карандашей, красок. Эти только мои, купленные поштучно в художественном магазине, от этого становится спокойно. Даже если это 2-3 карандаша, я чувствую богатство. Ну а если в багаж удалось запихнуть штук 50, то я королева. С карандашами беру блокнот, а если экономить место или вес, то хотя бы 3-4 листа бумаги, например, разрезанные на несколько частей листы А4 акварели. Это как шкатулка с драгоценностями.”
- Катя Шипкова.
5 - 23 сентября 2018
И всем и никому
Выставка фотографий Кати Сытник
Катя о выставке:
Фотографии, если им есть что сказать, говорят на другом языке. И делать перевод в буквы бессмысленно. Раньше мне было интересно снимать людей, выдумывая с ними истории, которых нет. Химия во всех смыслах дорабатывала наши с моделями истории и изображение менялось. Теперь мне интересно видеть истории и фотографировать их, не выдумывая, мне интересна документальная фотография, я в основном снимаю на улицах. И мне давно хотелось, чтобы те истории, выдуманные десять лет назад, начали жить на улице. В арках, на остановках общественного транспорта, на трансформаторных будках, на заборах, на стенах домов, на стендах с объявлениями (объявление без объявления) и т.д. Будет здорово, если кто-то, случайно встретив эти фотографии на улицах, задумается о чём-то, о чём по разным причинам давно не вспоминал. Кто-то не заметит, кто-то подумает: «Что за х#йню прилепили?». Кто-то точно захочет порвать и испортить снимок, обычная уличная жизнь.
май 2018
Сигнальный огонь
Выставка графики Ольги Житлиной
Настя:
это нечто, что рассматривает себя в зеркало. она или он, непонятно и не так важно. подходит близко, так что превращается в пятно. циклопический глаз. отдаляется и убегает. нет кожи, или она прозрачная и кости просвечивают. это кто-то очень голодный. или насытившийся и переваривший все. старое или очень юное. не живое, не мертвое, отчаянное, пылающее. смотрит в зеркало, смотрит на свои страхи. танцует, гремит костями.
Аня:
Ольга Житлина рисует странное человеческое существо, мечущееся в агонии, в ломке, в безуспешных поисках своей плоти, своих внутренностей, которых практически нет. Мы видим почти скелет с жидкими волосами и усохшей женской грудью. Рисунки сделаны настолько лёгкими линиями, что нужно напрягать зрение – беглый взгляд видит только белые листы. Однако если присмотреться, на некоторых рисунках напряжение столь велико, что героиня загорается – огонь охватывает то голову, то руку.
Невольно пытаешься анализировать и гадать, что же происходит с художницей, создавшей такие рисунки. Но кураторки - не психоаналитики, чтобы выдвигать какие-либо предположения. Наш взгляд смотрит на эти произведения через феминистскую и классовую оптику. Мы видим аффективную, но систематическую работу с собственным страхом, рассматривание его с множества ракурсов как объект исследования. Мы говорим: «Личное – это политическое» и предлагаем сделать из этого выставку. И вот, в нашем коммунальном коридоре Ольга выворачивает наизнанку десяток коробок, и помещает рисунки на поверхность коробочных внутренностей.
Что происходит внутри человека-ящика, персонажа Кобо Абэ? Может быть, он горит изнутри, почти сжигая свою коробку и пуская в воздух сигнальный огонь с просьбой о помощи? Изнанка коробки любого из нас непривлекательна, страшна и смешна (и смех и грех). Но любая из нас горит изнутри, когда теряет близких, терпит несправедливость, испытывает боль. Наша подруга Алёна Исаханян заметила, что Ольгин персонаж похож на безработного прекария, бесконечно работающего почти бесплатно и обезумевшего от безденежья и усталости.
Коробки разворачиваются одна за другой, пока не приходят к кульминации, возвышающейся над всей экспозицией – большому рисунку, на котором героиня пытается вырвать меч из рук мужчины без лица, чинно восседающего на диване с детьми. Она теперь маленькая и эфемерная в масштабе листа, почти что призрак, по сравнению с четко отрисованным семейством. Мы смотрим и чувствуем её бессилие и в то же время совсем иные возможности, по сравнению с человеческими. Никто не знает, на что способен призрак. Сразу же рядом в уме встает работа «Разрушение отца» Луиз Буржуа, родившаяся из детской фантазии и страха перед взрослым, облеченным властью. На работе Ольги, по-видимому, тоже происходит борьба за власть, борьба против власти, против патриархального порядка. Мы не знаем, чем окончится эта борьба, но мы симпатизируем героине, которая балансирует на грани между жизнью и смертью. А художница так же балансирует между современным искусством и ар брют, между успешной карьерой и болезненными видениями.
апрель 2018
От коммунальности к наготе
Хэппенинг
Десятое юбилейное укрытие.
Ремонт в коридоре завершился, стены окрашены, старый пол вознесен на антресоли.
хэппенинг, главными героинями которого станут вещи ветеранов коммунального общежития.
Пришедшие на хэппенинг разрушения коммунальности случайно оказались на свадьбе, а пришедшие на свадьбу случайно оказались на хэппенинге с инсталляцией. Часть гостей вообще пришли на новоселье нового соседа. В результате была река разговоров о старых квартирах, их запахе и вещах, о советских городах, много разговоров о путине и других зверятах.
16 марта 2018
Про труд
Кураторские тезисы:
- Эта выставка – не кураторское высказывание, а коллекция некоторых репрезентаций трудового и около-трудового опыта художни_ц (и не только) России, Украины и Казахстана.
- Она выросла из желания кураторок заниматься чем-то еще помимо наемного и прекарного труда. Желание вместо выставочного плана!
- Мы обнаружили, что: труд может быть рядом со смертью, труд облегчает, труд прозрачен, труд нравится, труд подрывает, труд не спит, труд это газета, труд онлайн, труд показывает, труд не может остановиться и т.д.
- Над этой выставкой кураторки и художни_цы трудились бесплатно. На это можно смотреть и как на самоэксплуатацию, и как на эмансипацию.
- Мы очень рады, что мы можем бесплатно удовлетворить наше желание сделать выставку.
- Участни_цы: Павла Маркова (Омск), Илья Фрикман (Санкт-Петербург), Дарья Рысь-Ягупьева (Санкт-Петербург), Маша Александрова (Омск), Зоя Зоя (Санкт-Петербург), Артель Канитель (Санкт-Петербург), Федор Хиросиге (Санкт-Петербург), Цианид Злой (Санкт-Петербург), Павел Хайло (Киев), Наталья Панкина (Алма-Ата), Олеся Панова (Санкт-Петербург), Наталья Рыбалко (Санкт-Петербург), Александр Белов (Санкт-Петербург), Алёна Терешко (Санкт-Петербург), Александр Белоусов (Санкт-Петербург), Анна Терешкина (Санкт-Петербург), Настя Макаренко (Санкт-Петербург), НИИЧЕГОДЕЛАТЬ (Санкт-Петребург).
21 января - 17 февраля